Росфиннадзор обнаружил, что входящая в Росавтодор дирекция по строительству дорог (ДСД) "Черноморье" при строительстве дорожных объектов в Сочи к Олимпиаде неэффективно использовала почти 7 млрд руб. Контрольное ведомство не устроили взаимоотношения дирекции с подрядчиками, в частности увеличение сметы в процессе строительства. Олимпийские застройщики признают, что из-за жестких дедлайнов корректировки проектной документации неизбежны.

ДСД "Черноморье" неэффективно израсходовала 6,8 млрд руб. на строительство дорожных объектов в Сочи, сообщили вчера "Прайм" и "Интерфакс" со ссылкой на Росфиннадзор. Это ведомство проверяло использование дирекцией средств, выделенных бюджетом РФ в 2009-2012 годах и за пять месяцев 2013 года. ДСД строит, в частности, дублер Курортного проспекта, автодорогу М-27 Джубга—Сочи до границы с Грузией и т. д. Общий объем средств, уже направленных Росавтодором на строительство олимпийских дорог,— 150 млрд руб. 

Росфиннадзор полагает, что ДСД оплатила по завышенным ценам невыполненные работы и услуги, в результате чего перерасход средств федерального бюджета составил 465,5 млн руб. Примерно такая сумма оказалась предметом спора в арбитражных судах ДСД с Росфиннадзором в августе 2011 года. Как говорится в материалах суда, на эти деньги ДСД выкупила землю под дорожный объект. Но Росфиннадзор настаивал, что эти расходы должны были осуществляться за счет лимитов бюджета по коду КОСГУ 330, а ДСД провела расчеты по коду КОСГУ 290. "Черноморью" удалось убедить суд, что средства использовались целевым образом. 

Кроме того, сверх установленных лимитов дирекция авансировала подрядчикам 1,15 млрд руб. Росфиннадзор также считает, что дирекция направила 26,7 млн руб. на охрану объектов, не вошедших в перечень особо охраняемых олимпийских объектов. Особые претензии у ведомства вызвали отношения ДСД с контрагентами: так, дирекция меняла условия контрактов с подрядчиками без проведения повторной экспертизы проектной документации, а первоначальная цена договоров в процессе их исполнения увеличивалась. Кроме того, дирекция не принимает меры, чтобы взыскать неустойки с контрагентов, нарушающих выполнение договоров. Росфиннадзор направил материалы проверки в Следственный комитет России и МВД РФ, сообщают информагентства. 

Получить подробные комментарии по итогам проверки ДСД "Черноморец" в Росфиннадзоре не удалось. Представитель дирекции посоветовал обратиться в пресс-службу Росавтодора, которая вчера не смогла предоставить комментарий. В пресс-службе госкорпорации "Олимпстрой" — куратора олимпийской стройки в Сочи — отказались от комментариев. Представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Козака, отвечающего в правительстве РФ, был вне зоны доступа мобильной связи. 

Между тем ряд подрядчиков олимпийских объектов в Сочи на условиях анонимности рассказали "Ъ", что претензии Росфиннадзора к ДСД достаточно банальны. "Дирекция, как и другие олимпийские заказчики, должна построить объекты в срок, при жестком дедлайне невозможно подготовить качественную проектную документацию, подрядчики переделывают ее на ходу",— говорит один из собеседников "Ъ". По его словам, на экспертизу обновленной документации требуется несколько месяцев, чтобы не терять время, заказчик разрешает подрядчику строить без заключений экспертов. "В ходе корректировки документации зачастую повышается смета,— продолжает он.— По закону о госзакупках в этом случае заказчик должен провести новый отбор подрядчика, на что опять как минимум надо потратить пару месяцев". Чтобы легитимизировать увеличение сметы, заказчик подписывает с подрядчиком дополнительное соглашение к контракту. Ранее претензии уже предъявлялись к подрядчикам спортивных объектов, среди которых "Ингеоком", строящий центральный стадион в Сочи, и НПО "Мостовик", прокладывающее санно-бобслейную трассу. 

Халиль Ъ-Аминов, Анна Ъ-Занина
Автор: Коммерсантъ

Источник: Коммерсантъ