Спустя полтора года после проведения зимних Игр в Сочи подрядчики строительства олимпийской инфраструктуры не могут договориться о реальной стоимости проектов. Корпорация "Трансстрой", ранее подконтрольная Олегу Дерипаске, пытается через суд получить с "Мостотреста" 6,5 млрд руб. за строительство дублера Курортного проспекта. Этих денег корпорации не хватило, чтобы расплатиться со своими контрагентами.

На прошлой неделе корпорация "Трансстрой" подала в арбитражный суд Москвы иск к "Мостотресту" о взыскании 6,5 млрд руб. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, пояснил, что претензии "Трансстроя" связаны с проектом по строительству второй и третьей очередей дублера Курортного проспекта в Сочи. В конце 2010 года генподрядчик строительства "Мостотрест" заключил с "Трансстроем" соглашение о выполнении функции субподрядчика на сумму 29,2 млрд руб. Дублер давно введен в эксплуатацию, но "Мостотрест" с компанией так и не рассчитался: это негативно сказалось на финансовом состоянии "Трансстроя", не позволило выполнить в полном объеме контрактные обязательства перед своими субподрядчиками и сотрудниками, поясняет собеседник "Ъ". Представители "Трансстроя" и "Мостотреста" от комментариев отказались.

Конфликт между "Мостотрестом" и "Трансстроем" из-за Курортного проспекта возник еще зимой. В феврале "Мостотрест" обратился с иском о взыскании 3,5 млрд руб. с Банка Москвы (БМ), предоставившего "Трансстрою" банковскую гарантию по контракту в Сочи. В августе 2014 года "Мостотрест" потребовал от БМ начать гарантийные выплаты, так как работы не были завершены в срок. Но банк дал отрицательный ответ, так как "Трансстрой" представил все документы о выполнении своей части работ. В феврале этого года суд частично встал на сторону "Трансстроя", запретив банку проводить выплаты по требованиям "Мостотреста". Но уже 15 мая суд апелляционной инстанции отменил это решение, признав право "Мостотреста" предъявлять требования по банковской гарантии. Это решение позволило возобновить рассмотрение дела о взыскании суммы, гарантированной БМ. В группе ВТБ, куда входит Банк Москвы, вчера отказались от комментариев.

Основной собственник ОАО "Мостотрест" — ОАО "ТФК-Финанс" (контролируется управляющими компаниями НПФ "Благосостояние"), которое в мае консолидировало 63,6% компании. Оставшиеся 36,4% акций сейчас находятся в свободном обращении.

Изначально корпорацию "Трансстрой" через "Базовый элемент" контролировал Олег Дерипаска. Но в конце 2014 года 55% этой компании бизнесмен передал своему сокурснику Олегу Андрееву (см. "Ъ" от 22 декабря). Еще 6,5% контролирует менеджмент компании, 12,5% — у иностранных бизнесменов Зигфрида Вольфа и Питера Кооба, 26% — у австрийской Strabag, где господину Дерипаске принадлежат 25%.

То, что участие в строительстве Курортного проспекта стало причиной финансовых проблем "Трансстроя", представители компании указывали еще год назад. По итогам 2013 года выручка корпорации составила 18,9 млрд руб., а чистая прибыль — 43 млн руб., сократившись на 87% по сравнению с 2012 годом. Данные за 2014 год компания еще не раскрывала. Курортный проспект — не единственный проблемный объект "Трансстроя". Мэрия Москвы неоднократно высказывала недовольство из-за затягивания компанией сроков реконструкции Щелковского шоссе. Но контракт на проведение этих работ так и не был расторгнут.

После Олимпиады финансовые сложности начались и у других компаний, строивших объекты в Сочи к зимним Играм 2014 года. Весной 2014 года недополученные за сочинские проекты средства стали причиной ликвидации корпорации "Инжтрансстрой" Ефима Басина. Такие же проблемы начались у другого независимого генподрядчика — омского НПО "Мостовик" Олега Шишова, которое 2 июня было признан банкротом.

Автор: Александра Мерцалова
Источник: Коммерсантъ  

Источник: Коммерсантъ