Сочи спасет рулетка

Глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение рассмотреть идею создания туристско-рекреационной особой экономической зоны (ОЭЗ) в приморской части территории Сочи, где построены олимпийские объекты, а в Красной Поляне – игорной зоны.

Как сообщила газета «Коммерсант» в четверг, такое поручение глава правительства дал в понедельник на совещании в Сочи новой комиссии по разработке мер поддержки олимпийских инвесторов, которую может возглавить Дмитрий Козак, отвечающий за подготовку к зимним Олимпийским играм. Информацию изданию предоставили топ-менеджеры двух компаний, строящих олимпийские объекты, и федеральный чиновник, принимавший участие в совещании.

В первой же половине дня пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова заявила, что Дмитрий Медведев не предлагал организовать в Сочи игорную зону. По ее словам, появление такой информации вызвано тем, что некие представителя большого бизнеса пытались придать этой идее больший вес.

Игорный бизнес был фактически запрещен в России с 1 июля 2009 года. Точнее, в этот день истек срок, к которому все российские игорные заведения должны переехать в специальные зоны, своего рода «лас-вегасы». Однако ни к назначенной дате, ни к сегодняшнему дню эти зоны так и не заработали, не считая пары заведений в степи на севере Краснодарского края.

За несколько дней до той «роковой даты» вашему корреспонденту удалось задать несколько вопросов заместителю исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ) Самоилу Биндеру о последствиях запрета игорного бизнеса, а также о возможных перспективах Сочи, если бы он стал игорной зоной.

– Слышал, что чуть ли не каждый второй рубль знаменитых "лужковских" надбавок пенсионерам и бюджетникам дает игорный бизнес. Хотелось бы знать точные цифры по Москве, МО и другим регионам.

С.Б.: Чистый игорный бизнес города Москвы в 2008 году перечислил 11 миллиардов рублей налогов, если к этому прибавить те предприятия, организации, которые были специально созданы нами, их деятельность заточена на обслуживание игорных заведений: безопасность, инженерия, клиринговый бизнес и так далее, если к этому прибавить еще их налогообложение, то это еще около 15 миллиардов рублей. Вот сколько городской бюджет сейчас потеряет. Если учесть, что весь бюджет города Москвы около триллиона рублей, то, соответственно, это получается 1,5 процента бюджета (это много, столько все банки Москвы не дают в бюджет города).
Я не знаю, куда они шли, в пенсионный фонд или куда-то еще, но я знаю, что мы платили налоги, мы занимались благотворительностью в Москве. Если вы проезжаете мимо Храма Христа Спасителя, то не забывайте, что 35 миллионов долларов, которые были истрачены на Храм Христа Спасителя – это наши деньги, деньги игорного бизнеса.

– Рассматривалась ли идея превращения в "российский Лас-Вегас" Сочи? После Олимпиады, разумеется.

С.Б.: Чтобы понять, что такое Лас-Вегас, надо понимать, что в США 50 штатов, в 48 штатах есть игорный бизнес. Другой вопрос, что они создали два таких гиганта игорного бизнеса, как Лас-Вегас и Атлантик-Сити. Если человек хочет поиграть в другом месте – пожалуйста. Я всегда говорю одну и ту же фразу: "Ребята, если у нас в Москве есть Большой театр, куда стремятся миллионы россиян и иностранцев, это совершенно не значит, что во всей остальной России нет ни одного театра, просто Большой театр - это Большой театр". Поэтому, когда мы рассматривали саму идею игровых зон, мы предполагали все-таки, что это будет где-то под Москвой, например, в Раменском. Под это мы приглашали очень богатую южно-африканскую фирму Sun International, которая специализируется на постройке таких игорных зон. Они построили в Южной Африке "Сан-Сити" - это целый рекреационный объект, это надо просто видеть, словами не описать. Они готовы были вложить миллиарды долларов в Раменское, но когда им предложили Алтай – они уехали. Поэтому был важен даже не сам факт продления сроков, так как мы не успевали ничего строить, для нас важно, чтобы было переосмысление, нам дали возможность построить эти игровые объекты под Москвой, под Санкт-Петербургом, под Казанью и так далее. Тогда имеет смысл что-то делать.
Идея превращения Сочи в "российский Лас-Вегас" не рассматривалась. Мы были в Сочи, и я вам расскажу одну очень интересную вещь: выяснилось, что из 100 процентов людей, играющих в игровых заведениях города Сочи, 92 процента - горожане, это собственно те люди, которые живут в Сочи, и только около 8 процентов - это приезжие. Российский народ, который едет в Сочи, будем говорить мягко, - не шибко богатый и четко для себя определяет, сколько может потратить на отдыхе в Сочи, тем более, сейчас в Сочи уже дороже съездить, чем в Турцию. Поэтому такая анкета показала, что Сочи не может являться нашим Лас-Вегасом.

За истекшие четыре с половиной года ситуация несколько изменилась. По крайней мере, Сочи уже не обычный провинциальный город. Истрачено свыше 50 млрд долларов. И, как утверждается, свыше 90% из них не на саму Олимпиаду, а на город. При всем уважении к сочинцам и их проблемам, на следующий день после церемонии закрытия встанет вопрос: в коня ли корм? Вопрос не в «одноруких бандитах», которые раздевали азартных и наивных пенсионеров: без них можно обойтись. Построен аэропорт, гостиницы, развлекательные центры – все это должно работать круглогодично. Третьесортный кинофестиваль и конкурс баянистов-аккордеонистов с этим не справятся. Есть другие варианты, кроме игорной зоны?

Альберт Акопян

_

Количество показов: