Отельные перспективы | Что будет драйвером развития инфраструктуры гостеприимства в России?

Записала Екатерина ВОЕВОДА

XXVI Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ 2023) еще раз показал и доказал, что развитие туризма, в первую очередь внутреннего, принципиально важно для современной России.


Ключевая идея ПМЭФ в этом году — ​уход иностранных компаний с российского рынка, стабильное освоение свободных ниш и национализация производств отечественными компаниями. Если говорить о туризме, то ключевой тренд — ​переориентировка с зарубежных туров на внутренние, впрочем, он заставил говорить о себе еще три года назад. «Отельные итоги» важного мероприятия в Северной столице для ДН прокомментировала дизайнер Елена КРЫЛОВА.

Теперь отрасль
«Из магистральных решений форума стоит выделить поддержку туризма на государственном уровне: программу туристического кешбэка, которая будет продолжаться, курс на создание инфраструктуры для повышения привлекательности территорий, развитие круглогодичных курортов и парков развлечений вблизи крупных городов, что позволит сделать загрузку всесезонной.

Соглашений в туризме на ПМЭФ 2023 было подписано на сумму более 500 млрд руб. По сравнению с прошлым годом цифра выросла почти в 2,5 раза (в 2022 м показатели равнялись 200 млрд руб.).

Но, пожалуй, самым главным итогом стоит считать тот факт, что туризм признан отраслью экономики, теперь его координирует Минэкономразвития РФ.

Конкурентов нет
Известно, что в туризме среди регионов нет конкурентов. Чем больше человек путешествует, тем больше входит во вкус. Сегодня линейка предложений стала намного шире и интереснее для рядового туриста. Перспектива обещает быть еще более богатой, так как в разработку турпродуктов в полном смысле включилась вся страна. Практически любой регион или модернизирует уже существующие маршруты, или разрабатывает новые, анализируя, что может предложить россиянам в качестве регионального турпродукта.

К признанным туристическим регионам — ​Кавказу, Крыму, Алтаю и Золотому кольцу добавились Камчатка и Дальний Восток, Серебряное кольцо, Русский Север в целом. Ожидается появление новых интересных объектов, например, «Крым наш парк» между Симферополем и Севастополем. Планируется, что там будут возведены конгресс-холл, экспоцентр и музей. На Северном Кавказе — ​в Ессентуках будут построены два гостинично-­санаторных комплекса на 2 тыс. мест и гостиница в Кисловодске. Горнолыжный курорт в Южно-­Сахалинске «Горный воздух» получит новую инфраструктуру, здесь в 2025 году начнется строительство двух подвесных канатных дорог на горах Красная и Острая, а также системы искусственного оснежения и новые горнолыжные трассы. Потенциально это увеличит турпоток на 500 тыс. человек в год и, конечно, позитивно повлияет на развитие курорта, который в будущем должен стать всесезонным.

По полной программе
В приоритете у российских туристов отдых со вкусом и пользой. Например, в компании «Курорт Доброград», для которой я проектировала ресторан и отель, говорят, что в топе остается интерес к отдыху антистресс и спа-программы. Популярен также семейный отдых в формате «все включено». Решающими факторами здесь остаются соотношение «цена — ​качество» и количество желаемых услуг.

Учитывая то, что россияне знают толк в качестве отдыха, считаю, что нашей стране очень подойдет модель комплексного круг­логодичного курорта, включающего в себя люкс-сегмент и современную инфраструктуру (бассейны, рестораны, спа и велнес, детские развлекательные программы и др.). На сегодня это самый дефицитный продукт на российском туррынке. Также в дефиците и качественные отели, прежде всего, «пятизвездочники». Об этом на деловом завтраке «Сбера» рассказал президент АФК «Система» Тагир Ситдеков. По его словам, сейчас туристической отрасли нужна поддержка от государства, чтобы сформировать инфраструктуру и подготовить кадры. О нехватке качественных гостиниц заявляла и Ассоциация туроператоров России, говоря, что спрос на премиальный отдых в стране вырос и превосходит предложение. Естественно, когда люди едут на курорты отдох­нуть, то они хотят себя побаловать и пожить в тех условиях, о которых мечтали. Поэтому там и есть некий дефицит. Дефицит качественных гостиниц ощущается даже на российском Юге — ​так, в Сочи она просто заретуширована, что уж говорить о регионах, которые в последние годы стали популярны у путешественников: Камчатка, Байкал, побережье Белого моря или Дагестан.

Это любовь!
По некоторым оценкам, туристической недвижимости России необходимо около 2 млн м². При сохранении нынешних темпов строительства на их строительство уйдет 10–15 лет, однако есть вероятность, что данный срок окажется меньшим.

В общем отели и другие объекты инфраструктуры сегодня — ​полноценные участники турпродукта. Впереди много работы. Это касается и проработки маршрутов, и создания туристических кластеров, и, конечно, развития инфраструктуры гостеприимства. Чтобы построить «пятизвездочник», нужна инфраструктура, сервис, кадры. Это совсем другие затраты, организационные и материальные, на этом нельзя экономить. Знаю это на собственной практике, как руководитель дизайн-­проектов таких объектов, как Mriya Resort & SPA, отель Seven Visions The Dvin в Ереване и др.

В заключение хочу сказать, что туризм — ​это всегда про любовь, прежде всего, к стране. В случае с внутренним туризмом — ​к нашей России. Это чувство рождается именно в путешествиях, ведь любишь то, что хорошо знаешь».

Источник: ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | Сентябрь 2023 № 164

Количество показов: