Олимпиада-2014: Не по Сочи шапка

Слово «афера» имеет множество значений. От умышленного деяния до банального просчета. Так что назвать сочинскую эпопею «аферой» не станет слишком большой вольностью.

Пятый год страна возводит столицу Зимней Олимпиады-2014. Графики ввода одних объектов соблюдаются, других нарушаются, но мы знаем, что всё будет построено, игры будут обеспечены на высшем уровне и закончатся 16 марта. Но мы не знаем, что будет 17-го.

Лазика: Саакашвили ставит шах Сочи

4 декабря 2011 года в день выборов в Госдуму РФ (совпадение?) президент Грузии Михаил Саакашвили, находясь в Зугдиди, Западная Грузия, анонсировал грандиозные планы строительства нового приморского города Лазика к югу от абхазской границы. Строительство порта и мелиорационные работы между поселками Анаклия и Кулеви начнутся уже весной 2012 года.

22 декабря Саакашвили анонсировал конкурс на архитектурный проект будущего полумиллионного города. Грузинская оппозиция и блогосфера критически отнеслись к проекту своего жизнерадостного президента. Интереснее реакция архитектурного сообщества. В целом она сдержанная, с нотками «профессионального скепсиса». Но в Тбилиси поговаривают, что прямо в новогодние выходные в районе будущей строительной площадки случайно встретились руководители двух крупных и конкурирующих архитектурных бюро. Так, просто приехали поглядеть на зимнее море, гуляли, осматривали, думали, встретились, смутились...

Разумеется, в выступлениях грузинского лидера не обошлось без «момента, когда империя распадется» и загадочного «маневра для восстановления позиций». Спишем эти выпады на законы жанра. Тем не менее, проект «Лазика» может стать серьезнейшим вызовом послеолимпийскому Сочи.

Девелопер: «Не верю!»

А дело вот в чем. Олимпийские игры, как правило, не окупаются. Прибыль в несколько процентов, а то и долей процента, как в Барселлоне-1992, правильнее было бы назвать: «разбежались при своих». В то же время Монреаль окупал расходы 30 лет и окончательно погасил долги только в 2006 году. А рекордная по тратам среди летних игр афинская Олимпиада-2004 пробила в бюджете Греции такую брешь, что стала одной из причин нынешнего краха экономики страны.

Россия, очевидно, потратит на Олимпиаду в Сочи в два раза больше Греции. Проблема не в этом: мы богаче и можем себе позволить если не всё, то многое, как бы неприлично это не прозвучало. Проблема в другом: затраты на Олимпиаду оправдываются только в том смысле и в том случае, если они дали толчок или поддержали инвестиционное развитие региона. Будет ли дан толчок Сочи?

По словам председателя правительства РФ Владимира Путина, «от всей стоимости работ только 20% относятся напрямую к стоимости олимпийских объектов и связанной с ними инфраструктуры, а 80% - это инфраструктура самого региона: дороги, электроэнергетика, водоснабжение, газ». Замечательно. Жители Сочи имеют право на всё это. Но Олимпиада это грандиозное событие, когда многое строится «с запасом», «авансом» тому, будущему, развитию. Мегаполис переварит это легко. Но не маленький, в сущности, приморский городок.

А бизнес в будущее Сочи не верит. Нет, нет, на словах все полны оптимизма. Но существуют косвенные признаки, которые безошибочно указывают на перспективы проектов. В Сочи, например, не идут склады. Как признался автору один из операторов рынка логистических услуг: «Прежде всего девелоперов волнует, как изменится ситуация по завершении Олимпиады. Сложно спрогнозировать, будет ли регион столь же интенсивно развиваться в дальнейшем. Пока получается логичнее обслуживать Сочи из Краснодара и Ростова-на-Дону».

Можно вспомнить и недавний обзор консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Hotels «Рынок Сочи: Эволюция или революция». Как следует из документа, обеспечить рентабельный уровень заполняемости строящихся сочинских гостиниц после окончания Олимпиады можно только увеличив число постояльцев с нынешних 0,9-1 млн. до 3,2 млн. человек. Т.е. более чем в три раза за оставшиеся два года. Эксперт компании воздерживается от прямых рекомендаций, но намекает на возможные пути решения неизбежной в будущем проблемы: «В такие города, как Канны или Ницца, мало кто едет просто для походов на пляж. Здесь развит событийный туризм, шоппинг-туры, гастрономические туры по стране, в том числе винные».

Итак, вот что может случиться. Сочи получает великолепную инфраструктуру, проводит игры на высшем уровне, провожает гостей. И сдувается. Инфраструктура оказывается той шапкой, которая не по Сеньке. Город будет обречен на деградацию. Первые лица государства могут сколько угодно позировать на лыжах в Красной Поляне, да хоть амфоры вылавливать на сочинском пляже, но 17 марта 2014 года карета превратится в тыкву. Сочи снова ничем особенным не будет отличаться от Ялты или Варны. Не говоря об Анталье или горнолыжных курортах тех же Турции и Болгарии. Ничем, кроме несуразных цен.

Ошибка? Если бы так... Это проявлением нашего стиля «частно-государственного партнерства», методов ведения бизнеса. Все понимают, что превращать Сочи в «Столицу Причерноморья» следовало еще вчера. Но никому не придет в голову сказать об этом вслух. Бюджетные приоритеты направлены на подготовку к Олимпиаде? Получай, осваивай и не высовывайся. Бюджет все-таки не резиновый.

Грубо говоря, если сейчас на все про все дается 100 рублей, а ты убедишь руководство, что завтра это приведет к катастрофе и нужно сделать что-то еще на 20 рублей, то эти 20 рублей дадут. Правда, 10 рублей добавят из бюджета, а 10 отожмут из тех 100. За это умнику и голову оторвать могут. Вот сдадим Олимпиаду, а там возникнет новая проблема, будут поставлены новые приоритеты. И выделены новые бюджеты. Тогда и поговорим.

Наш лучший друг

«Казалось бы, причем здесь Абхазия?». Абхазия – на переднем крае. Олимпиаде необходим резервный аэропорт с взлетно-посадочной полосой, способной принимать международные рейсы. Ближайший, в120 км от Адлера – сухумский аэропорт Дранда. Видимо, известные сложности международно-правового характера не рассматриваются как непреодолимое препятствие. Во всяком случае, в июне прошлого года российский холдинг «Новапорт» Романа Троценко изъявил желание получить в управление аэропорт Сухума. Переговоры начались, но с большим скрипом и необъяснимыми перерывами.

В Абхазии очень строгое земельное законодательство. Без его либерализации (хотя бы в части долгосрочной аренды) инвестиции в республику не пойдут. Не только непосредственно в туристическую недвижимость, но и в инфраструктуру. Отметим, в конце августа президент Абхазии Александр Анкваб на своей первой пресс-конференции признал, что ограничения на продажу недвижимости создают значительные трудности экономике республики. В частности, количество российских туристов по сравнению с 2009 годом сократилось вдвое: «ненавязчивый советский сервис» многих уже не устраивает. Через две недели после заявления Анкваба переговоры с «Новапорт» возобновились. Опасения абхазов понятны, но очевидно приходит и понимание необходимости перемен.

«Войной нервов» ситуацию не назовешь, но ее признаки налицо. Россия устами вице-премьера Сергея Иванова заявила о готовности восстановить дорогу Черкесск-Сухум через Главный Кавказский хребет. А Абхазия... попорсила у России 1,5 млрд рублей на замену очистных сооружений Сухума. Их катастрофическое состояние, говорится в письме абхазской стороны, грозит нарушением международных экологических требований, которые Россия должна соблюсти, чтобы принять Олимпиаду в Сочи. Абхазы уверяют, что конечно, постараются обойтись собственными силами, «но гарантировать ничего нельзя...». Мягко говоря, это немного похоже на шантаж. Что ж, видимо, придется обойтись без аэропорта-дублера. Понадеяться на авось.

А ведь дорога Черкесск-Сухум превратит морской и горнолыжный туристический кластер «Абхазия и Карачаево-Черкессия» если не в конкурента, то в дополнение бизнес-класса к Сочи, претендующему на премиум-класс. Достаточно будет по дороге от моря перевалить через Клухорский перевал (скорее всего, будет построен 12-километровый тоннель) и вы на горнолыжном курорте Теберда-Домбай.

Существует и более широкий транспортный проект, который предусматривает строительство дороги от сочинской Красной Поляны на северный склон хребта к верховьям Малой Лабы, а далее в Карачаево-Черкессию и по существующей рокаде вдоль Скалистого хребта к той же трассе Черкесск-Сухум. Таким образом, будет создано Западно-Кавказское туристическое кольцо.

Нельзя сбрасывать со счетов и возможность превращения Абхазии в «Черноморское Монако», игорный рай в нескольких минутах езды от Адлера. А также олимпийские перспективы Архыза, Домбая и Эльбруса. Недаром, функционеров МОК, инспектирующих объекты Сочи, стремятся всеми силами хоть на несколько часов затащить на другую сторону хребта. Почему бы через несколько лет не выдвинуть их в хозяйки Зимней Олимпиады? Если...

«Кислое дело. Таинственный соперник»

Если с Абхазией можно вести переговоры в ключе: «утром – закон о земле, вечером – инвестиции», то Грузия представляет реальную опасность. И не только для возможных в будущем олимпийских амбиций Домбая и Эльбруса. Гораздо хуже – для послеолимпийского Сочи.

Грузия ждать не будет. И Лазика это, пожалуй, не первая, а уже вторая ласточка. Только в 2010 году был открыт горнолыжный курорт Местиа примерно в 150 км от Лазики (столько же, сколько от Сухума до Теберды и Домбая!). Как видим, здесь тоже складывается кластер морского и горнолыжного курортов.

Да, от Адлера до Розы Хутор (крупнейший объект горного кластера Олимпиады) менее 50 км. Но аэропорт Зугдиди, который будет обслуживать Лазику и Местиа, расположен между ними. Скорость, качество и дешевизна, с которой в Грузии строят и реконструируют дороги, не в нашу пользу. То же следует признать в отношении остальной инфраструктурной и курортной недвижимости до последнего придорожного кафе. Эти плюсы закладываются в цену продукта для конечного потребителя.

Можно в очередной раз посмеяться над манерой Саакашвили сравнивать свои проекты с «дубаями» и «сингапурами» (на этот раз прозвучало: «Шарм-аль-Шейх»). Отмахнуться от опасности, дескать, Саакашвили говорил не о курортном, а об «экономическом и торговом центре» (но см. выше о Каннах и Ницце!). Однако что-то подсказывает: мы еще будем готовиться к Олимпиаде и чуть-чуть расслабляться после нее, а поднаторевший в пиаре сосед уже затащит в Лазику кучу всевозможных конкурсов и фестивалей, конвейер биеннале, триеннале и квадриннале Европы или хотя бы Причерноморья – от музыкальных до кулинарных.

С чем останется Сочи? С периферийным кинофестивалем, фестивалем КВН и парой-тройкой подобных, едва выживающих «на подножном корму»? А как результат: с пустующими торговыми центрами и отваливающимся кафелем в гостиницах?

Еще раз. Самому амбициозному проекту России брошен вызов. Гораздо более серьезный по потенциальному негативному эффекту, нежели спекуляции на трагических страницах истории Кавказа и призывы к бойкоту Олимпиады. «Маневр», о котором говорил Саакашвили в Зугдиди, относится не к будущему, он разворачивается на наших глазах. Либо немедленная переоценка шкурных «бюджетных ценностей», всей концепции развития города, либо в недалеком будущем заморыш Сочи на фоне полумиллионной Лазики, будущей столицы одной из Зимних Олимпиад.

Альберт Акопян
_

Количество показов: