Слово «афера» имеет множество значений. От умышленного деяния до банального просчета. Так что назвать сочинскую эпопею «аферой» не станет слишком большой вольностью.
Пятый год страна возводит столицу Зимней Олимпиады-2014. Графики ввода одних объектов соблюдаются, других нарушаются, но мы знаем, что всё будет построено, игры будут обеспечены на высшем уровне и закончатся 16 марта. Но мы не знаем, что будет 17-го.
Лазика: Саакашвили ставит шах Сочи
4 декабря 2011 года в день выборов в Госдуму РФ (совпадение?) президент Грузии Михаил Саакашвили, находясь в Зугдиди, Западная Грузия, анонсировал грандиозные планы строительства нового приморского города Лазика к югу от абхазской границы. Строительство порта и мелиорационные работы между поселками Анаклия и Кулеви начнутся уже весной 2012 года.
22 декабря Саакашвили анонсировал конкурс на архитектурный проект будущего полумиллионного города. Грузинская оппозиция и блогосфера критически отнеслись к проекту своего жизнерадостного президента. Интереснее реакция архитектурного сообщества. В целом она сдержанная, с нотками «профессионального скепсиса». Но в Тбилиси поговаривают, что прямо в новогодние выходные в районе будущей строительной площадки случайно встретились руководители двух крупных и конкурирующих архитектурных бюро. Так, просто приехали поглядеть на зимнее море, гуляли, осматривали, думали, встретились, смутились...
Разумеется, в выступлениях грузинского лидера не обошлось без «момента, когда империя распадется» и загадочного «маневра для восстановления позиций». Спишем эти выпады на законы жанра. Тем не менее, проект «Лазика» может стать серьезнейшим вызовом послеолимпийскому Сочи.
Девелопер: «Не верю!»
А дело вот в чем. Олимпийские игры, как правило, не окупаются. Прибыль в несколько процентов, а то и долей процента, как в Барселлоне-1992, правильнее было бы назвать: «разбежались при своих». В то же время Монреаль окупал расходы 30 лет и окончательно погасил долги только в 2006 году. А рекордная по тратам среди летних игр афинская Олимпиада-2004 пробила в бюджете Греции такую брешь, что стала одной из причин нынешнего краха экономики страны.
Россия, очевидно, потратит на Олимпиаду в Сочи в два раза больше Греции. Проблема не в этом: мы богаче и можем себе позволить если не всё, то многое, как бы неприлично это не прозвучало. Проблема в другом: затраты на Олимпиаду оправдываются только в том смысле и в том случае, если они дали толчок или поддержали инвестиционное развитие региона. Будет ли дан толчок Сочи?
По словам председателя правительства РФ Владимира Путина, «от всей стоимости работ только 20% относятся напрямую к стоимости олимпийских объектов и связанной с ними инфраструктуры, а 80% - это инфраструктура самого региона: дороги, электроэнергетика, водоснабжение, газ». Замечательно. Жители Сочи имеют право на всё это. Но Олимпиада это грандиозное событие, когда многое строится «с запасом», «авансом» тому, будущему, развитию. Мегаполис переварит это легко. Но не маленький, в сущности, приморский городок.
А бизнес в будущее Сочи не верит. Нет, нет, на словах все полны оптимизма. Но существуют косвенные признаки, которые безошибочно указывают на перспективы проектов. В Сочи, например, не идут склады. Как признался автору один из операторов рынка логистических услуг: «Прежде всего девелоперов волнует, как изменится ситуация по завершении Олимпиады. Сложно спрогнозировать, будет ли регион столь же интенсивно развиваться в дальнейшем. Пока получается логичнее обслуживать Сочи из Краснодара и Ростова-на-Дону».
Можно вспомнить и недавний обзор консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Hotels «Рынок Сочи: Эволюция или революция». Как следует из документа, обеспечить рентабельный уровень заполняемости строящихся сочинских гостиниц после окончания Олимпиады можно только увеличив число постояльцев с нынешних 0,9-1 млн. до 3,2 млн. человек. Т.е. более чем в три раза за оставшиеся два года. Эксперт компании воздерживается от прямых рекомендаций, но намекает на возможные пути решения неизбежной в будущем проблемы: «В такие города, как Канны или Ницца, мало кто едет просто для походов на пляж. Здесь развит событийный туризм, шоппинг-туры, гастрономические туры по стране, в том числе винные».
Итак, вот что может случиться. Сочи получает великолепную инфраструктуру, проводит игры на высшем уровне, провожает гостей. И сдувается. Инфраструктура оказывается той шапкой, которая не по Сеньке. Город будет обречен на деградацию. Первые лица государства могут сколько угодно позировать на лыжах в Красной Поляне, да хоть амфоры вылавливать на сочинском пляже, но 17 марта 2014 года карета превратится в тыкву. Сочи снова ничем особенным не будет отличаться от Ялты или Варны. Не говоря об Анталье или горнолыжных курортах тех же Турции и Болгарии. Ничем, кроме несуразных цен.
Ошибка? Если бы так... Это проявлением нашего стиля «частно-государственного партнерства», методов ведения бизнеса. Все понимают, что превращать Сочи в «Столицу Причерноморья» следовало еще вчера. Но никому не придет в голову сказать об этом вслух. Бюджетные приоритеты направлены на подготовку к Олимпиаде? Получай, осваивай и не высовывайся. Бюджет все-таки не резиновый.
Грубо говоря, если сейчас на все про все дается 100 рублей, а ты убедишь руководство, что завтра это приведет к катастрофе и нужно сделать что-то еще на 20 рублей, то эти 20 рублей дадут. Правда, 10 рублей добавят из бюджета, а 10 отожмут из тех 100. За это умнику и голову оторвать могут. Вот сдадим Олимпиаду, а там возникнет новая проблема, будут поставлены новые приоритеты. И выделены новые бюджеты. Тогда и поговорим.
Наш лучший друг
«Казалось бы, причем здесь Абхазия?». Абхазия – на переднем крае. Олимпиаде необходим резервный аэропорт с взлетно-посадочной полосой, способной принимать международные рейсы. Ближайший, в120 км от Адлера – сухумский аэропорт Дранда. Видимо, известные сложности международно-правового характера не рассматриваются как непреодолимое препятствие. Во всяком случае, в июне прошлого года российский холдинг «Новапорт» Романа Троценко изъявил желание получить в управление аэропорт Сухума. Переговоры начались, но с большим скрипом и необъяснимыми перерывами.
В Абхазии очень строгое земельное законодательство. Без его либерализации (хотя бы в части долгосрочной аренды) инвестиции в республику не пойдут. Не только непосредственно в туристическую недвижимость, но и в инфраструктуру. Отметим, в конце августа президент Абхазии Александр Анкваб на своей первой пресс-конференции признал, что ограничения на продажу недвижимости создают значительные трудности экономике республики. В частности, количество российских туристов по сравнению с 2009 годом сократилось вдвое: «ненавязчивый советский сервис» многих уже не устраивает. Через две недели после заявления Анкваба переговоры с «Новапорт» возобновились. Опасения абхазов понятны, но очевидно приходит и понимание необходимости перемен.
«Войной нервов» ситуацию не назовешь, но ее признаки налицо. Россия устами вице-премьера Сергея Иванова заявила о готовности восстановить дорогу Черкесск-Сухум через Главный Кавказский хребет. А Абхазия... попорсила у России 1,5 млрд рублей на замену очистных сооружений Сухума. Их катастрофическое состояние, говорится в письме абхазской стороны, грозит нарушением международных экологических требований, которые Россия должна соблюсти, чтобы принять Олимпиаду в Сочи. Абхазы уверяют, что конечно, постараются обойтись собственными силами, «но гарантировать ничего нельзя...». Мягко говоря, это немного похоже на шантаж. Что ж, видимо, придется обойтись без аэропорта-дублера. Понадеяться на авось.
А ведь дорога Черкесск-Сухум превратит морской и горнолыжный туристический кластер «Абхазия и Карачаево-Черкессия» если не в конкурента, то в дополнение бизнес-класса к Сочи, претендующему на премиум-класс. Достаточно будет по дороге от моря перевалить через Клухорский перевал (скорее всего, будет построен 12-километровый тоннель) и вы на горнолыжном курорте Теберда-Домбай.
Существует и более широкий транспортный проект, который предусматривает строительство дороги от сочинской Красной Поляны на северный склон хребта к верховьям Малой Лабы, а далее в Карачаево-Черкессию и по существующей рокаде вдоль Скалистого хребта к той же трассе Черкесск-Сухум. Таким образом, будет создано Западно-Кавказское туристическое кольцо.
Нельзя сбрасывать со счетов и возможность превращения Абхазии в «Черноморское Монако», игорный рай в нескольких минутах езды от Адлера. А также олимпийские перспективы Архыза, Домбая и Эльбруса. Недаром, функционеров МОК, инспектирующих объекты Сочи, стремятся всеми силами хоть на несколько часов затащить на другую сторону хребта. Почему бы через несколько лет не выдвинуть их в хозяйки Зимней Олимпиады? Если...
«Кислое дело. Таинственный соперник»
Если с Абхазией можно вести переговоры в ключе: «утром – закон о земле, вечером – инвестиции», то Грузия представляет реальную опасность. И не только для возможных в будущем олимпийских амбиций Домбая и Эльбруса. Гораздо хуже – для послеолимпийского Сочи.
Грузия ждать не будет. И Лазика это, пожалуй, не первая, а уже вторая ласточка. Только в 2010 году был открыт горнолыжный курорт Местиа примерно в 150 км от Лазики (столько же, сколько от Сухума до Теберды и Домбая!). Как видим, здесь тоже складывается кластер морского и горнолыжного курортов.
Да, от Адлера до Розы Хутор (крупнейший объект горного кластера Олимпиады) менее 50 км. Но аэропорт Зугдиди, который будет обслуживать Лазику и Местиа, расположен между ними. Скорость, качество и дешевизна, с которой в Грузии строят и реконструируют дороги, не в нашу пользу. То же следует признать в отношении остальной инфраструктурной и курортной недвижимости до последнего придорожного кафе. Эти плюсы закладываются в цену продукта для конечного потребителя.
Можно в очередной раз посмеяться над манерой Саакашвили сравнивать свои проекты с «дубаями» и «сингапурами» (на этот раз прозвучало: «Шарм-аль-Шейх»). Отмахнуться от опасности, дескать, Саакашвили говорил не о курортном, а об «экономическом и торговом центре» (но см. выше о Каннах и Ницце!). Однако что-то подсказывает: мы еще будем готовиться к Олимпиаде и чуть-чуть расслабляться после нее, а поднаторевший в пиаре сосед уже затащит в Лазику кучу всевозможных конкурсов и фестивалей, конвейер биеннале, триеннале и квадриннале Европы или хотя бы Причерноморья – от музыкальных до кулинарных.
С чем останется Сочи? С периферийным кинофестивалем, фестивалем КВН и парой-тройкой подобных, едва выживающих «на подножном корму»? А как результат: с пустующими торговыми центрами и отваливающимся кафелем в гостиницах?
Еще раз. Самому амбициозному проекту России брошен вызов. Гораздо более серьезный по потенциальному негативному эффекту, нежели спекуляции на трагических страницах истории Кавказа и призывы к бойкоту Олимпиады. «Маневр», о котором говорил Саакашвили в Зугдиди, относится не к будущему, он разворачивается на наших глазах. Либо немедленная переоценка шкурных «бюджетных ценностей», всей концепции развития города, либо в недалеком будущем заморыш Сочи на фоне полумиллионной Лазики, будущей столицы одной из Зимних Олимпиад.
Альберт Акопян
_
Количество показов: